"Бог любит черную икру",- так называется новый фильм режиссера Янниса Смарагди. Это история грека и россиянина, национального благотворителя, мецената, Иоанниса Варвакиса. Презентация проекта Фильма прошла в Афинах.
«История Варвакиса похожа на сказку. Это неординарная личность, герой современной истории Греции, человек, жизнь которого была наполнена поступками, сродни подвигам, это государственный муж, грек, который покинув Родину, никогда ее не оставлял, как в сердце, так и в участии к ее судьбе" – рассказывает режиссер Смарагдис. Предыдущий фильм Смарагдиса "Эль Греко" (2007) стал кассовым успехом, собрав более $8 миллионов только в Греции.
"Я думаю, что воодушевление и вдохновение Янниса Смарагдиса позволят ему сделать отличный фильм. Замечательные истории о замечательных людях нужно рассказывать", – заявил, в свою очередь, исполнительный вице-президент Sony Pictures Home Entertainment Мэтт Браун.
По его словам, данный проект имеет потенциал на международном рынке.
Российский со-продюсер фильма Федор Попов сказал, что рассматривает возможность позвать в проект таких видных актеров, как Шон Пенн, Хавьер Бардем и Евгений Миронов.
Правда, кастинг еще не проведен, и актеры пока не знают, что их хотят пригласить, оговорился Попов.
Российский продюсер выразил надежду, что ему удастся получить поддержку в российском министерстве культуры.
История жизни Варвакиса
Имя И. Варвакиса вошло во многие дореволюционные русские энциклопедии, где он, однако, фигурирует лишь как удачливый торговец и щедрый благотворитель. Иоаннис Варвакис (по-русски его именовали сначала Ян Варвач или Ворвач, а впоследствии — Иван Андреевич Варваций) родился, в 1732 г. на небольшом острове Псара (легендарная родина Гомера.
Главные вехи его судьбы таковы: в 35 лет он знаменитый пират в Эгейском море, за голову которого турецкий султан обещал тысячу пиастров; затем — герой Чесменского морского сражения; крупный астраханский торговец и промышленник; российский дворянин — кавалер орденов Святого Владимира и Святой Анны, прославленный огромной и разносторонней благотворительностью; видный член тайного греческого общества Филики Этерия, а затем — в возрасте 90 лет(!) — активный участник греческой национально-освободительной революции.
Почти детективная история этой необычной жизни не менее интересна и в своих подробностях, многие из которых связаны с важными историческими обстоятельствами, главным образом — с восточной политикой России.
В 1770 г. Варвакис, подобно многим своим землякам, добровольно присоединился на собственном двадцатипушечном судне к русской эскадре под командованием графа А.Орлова и адмирала Г.Свиридова, неожиданно объявившейся в Эгейском море. Шла русско-турецкая война. Перед Балтийским флотом была поставлена авантюрная задача: по возможности тайно пройти вокруг всей Европы, активизировать партизанскую борьбу балканских народов и нанести удар по турецкому флоту. К изумлению всей Европы задача была выполнена и почти весь турецкий флот уничтожен в ночном Чесменском сражении 26 июня 1770 г.
В течение следующих трех лет русские корабли вместе с присоединившимися греческими патрулировали море и блокировали Дарданеллы.
Именно с Чесмой связывает традиция начало русской службы капитана Варвакиса.За свои заслуги он получил чин поручика, о чем свидетельствует в позднейшем указе сама императрица.
Согласно семейному преданию, Варвакис не сразу смог попасть на прием к императрице. Помогла случайная встреча с Потемкиным. Светлейший понимал по-гречески и, очевидно, на него также произвели впечатление какие-то дельные и важные предложения.
Первоочередным делом на тот момент она считала установление надежной торговли по Каспию с Персией, а в перспективе и с Индией. Энергичный грек весьма подходил для этого. Он получил от императрицы подтверждение офицерского патента, тысячу червонцев в подарок и право беспошлинной торговли на 10 лет.
Внук Варвакиса М.Комнин-Варваций в 1828 г. напечатал в журнале «Северный архив» биографию деда, где выразился так: «Монархиня пожаловала ему 1000 червонцев и место в Астраханской губернии».
Деятельность Варвация в первые годы его пребывания в Астрахани, особенно его участие в экспедиции Войновича, есть скорее продолжение государственной службы, нежели какая-то купеческая авантюра.