Навигация: Главная страница » Понтос » Понтийские традиции и обряды
Понедельник, 02 Мар 2015

Понтийские традиции и обряды

 

РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА


Раньше роды принимала повивальная бабка. Новорожденного обмывали остуженной кипяченой водой. Младенец спал в люльке (кунин), некоторые, для защиты от «сглаза», привязывали на колыбель уголь, завернутый в красную ткань, а на ручку ребенка надевали браслет из разноцветных камешков. Во Владикавказе этот обычай не прижился. В дом, где родился ребенок, приходили близкие, родственники и друзья поздравить с новорожденным. Приносили сладости, печеное (парамоня). В течение сорока дней после родов, мать новорожденного не выходила из дома и не оставляла пеленки во дворе, на ночь. Ребенка крестили по истечение сорока дней. Если ребенок болел или был очень слабым, священник разрешал раннее крещение, чтобы в случае смерти ребенка, его могли похоронить по христианским обычаям. Перед крещением родители посылали церковные свечи куму и куме (кумбаре и кумбаросу), на которых завязывали банты – если крестили девочку, розового цвета, а если мальчика – голубого. Крестными первенца становились те, кто держал венец на свадьбе родителей. Крестная мать шила крестильную рубашку, покупала одежду и полотенце для ребенка. Крестный отец приносил крестик и оплачивал обряд крещения. Мать при крещении не присутствовала. После сорокового дня она шла в церковь, на причастие и молитву. После крещения крестные родители передавали ребенка матери, которая, прежде чем взять его на руки должна была встать перед ними на колени и отблагодарить. На третий день после крещения ребенка крестная мать купала его и только тогда сни¬мали крестильную рубашку (эладоэвгалман). Во время купания, в воду бросали серебряные монеты, символизировавшие будущее благоденствие ребенка. После купания воду выливали под дерево, где никто не ходил.

 

СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД

 

Сватовство (Логон).
Парень посылал сватов (симбефери) в дом девушки, которая ему понравилась. Обычно в роли сватов выступали дальние родственники жениха. Они должны были получить согласие у родителей девушки, "взять слово у невесты". Сама девушка могла не присутствовать при переговорах сторон. Как правило, сваты приходили несколько раз. В первый свой приход они только говорили о своих намерениях, причем цель визита могла быть выражена иносказательно. Сваты возвращались домой ни с чем, то же происходило во второй раз, решающим оказывался только третий визит к родителям девушки.
Если девушка соглашалась выйти замуж, то сообщала об этом родителям, которые в свою очередь, устраивали для сватов застолье и договаривались о дне обручения.

 

Обручение (сумади).
Обручение устраивали через неделю или месяц после сватовства, но могли и раньше, по обоюдному согласию родителей. Жених и его родственники шли на обручение с подносами, на которые ставили спиртные напитки, сладости, печенное, конфеты, отрез на свадебное (венчальное) платье, обручальные кольца и отрез на «визитное» платье, которое невеста одевала на второй день после свадьбы и другие подарки. Только после этого свое угощение ставили родители невесты. Обручальные кольца опускали в бокал с водкой, вином, один из которых подавали отцу жениха, другой - отцу невесты. Жениху кольцо на палец одевал отец невесты, а невесте - будущий свекор, после чего родители провозглашали тост за жениха и невесту. Родственники девушки и парня готовили своеобразные бамбоньерки «су¬мавятки» - конфеты завернутые в тюль, в виде кулечков.

 

Свадьба (Харан).
Через месяц или позже, после обручения, назначали свадьбу. В день свадьбы крестная мать невесты накрывает у себя дома праздничный стол и приглашает невесту с кумой и подругами. Раньше они приходили после купания в бане, поэто¬му этот обычай называется – лутрон (баня). Затем все шли в дом к невесте на свадьбу. В воскресенье кума перед свадьбой (основной) вела невесту с подругами в парикмахерскую. Жених в этот же день с утра со своими друзьями шел в баню, затем все вместе шли к куму (кумбарос), где для них также накрывался праздничный стол. После короткого застолья, все вместе шли в дом жениха на свадьбу. Свадебное платье невесты, цветы, фату, духи и другие вещи (туфли, белье и т.д.) относил кто-то из близких жениха или кум. Невеста в ответ делала подарок тому, кто приходил.
В день свадьбы у жениха (обычно в воскресенье) за невестой ехал жених со своими друзьями, кумом и кумой в сопровождении музыкантов. У ворот их встречали родственники невесты, молодежь. Во двор жениха не впускали, пока кумбарос не заплатит выкуп, кроме того, он должен был платить деньги тем, кто одевал невесту. В туфель невесты брат и дядя, должны были положить деньги. После всех выкупов жених с невестой подходили к родителям, которые их благословляли. В выкупе участвует кум и кума, остальные гости приглашаются к столу, который накрывали родители невесты. После благословения жених с невестой их кумовья, а также сопровождающие их друзья и родные ехали на венчание в церковь. Перед венчанием под ноги молодым стелят платок или полотенце и под него обязательно кладут деньги. Кум с кумой заранее готовят полотенце платки (для связывания рук молодым и для держания венцов). Венцы держат над женихом и невестой кумбарос и кумбара. Все расходы в церкви брал на себя кум. После венчания молодых сопровождает кум и кума, а также «паранифса». Обычно это тетя или сестра невесты. Молодые подъезжали к дому жениха с музыкой, молодежь перед молодыми танцевала. У порога их встречали родители жениха, они осыпают молодых конфетами, хмелем и монетами. На порог ставят тарелку, считается - кто первый встанет и разобьет ее, тот станет «главным» в семье. Здесь же мать жениха одаривает невесту – одевает цепочку, браслет или какое-нибудь другое золотое украшение. За столом невеста должна сидеть скромно, потупив взгляд. На греческой свадьбе танцуют традиционные понтийские свадьбы, под скрипку (лиру) и пение частушек. В разгар свадьбы объявляется танец жениха и невесты. Перед этим танцем у невесты украдкой снимали туфель с ноги (обычно это делали дети или молодежь). Снявший туфель выходит танцевать высоко подняв его над головой. Кум встает из за стола и входит в круг танцующих. Во время танца договаривается о выкупе, после чего туфель возвращается к невесте, затем начинается танец жениха и невесты. Во время танца все желающие танцевать с невестой, одаривают ее деньгами. Свадьбу вел тамада. После традиционных тостов пили персонально за каждую семью гостей (в отдельности) т.к. раньше на свадьбу приглашали только близких и друзей и было сравнительно мало приглашенных. Одаривали молодых шутками, преувеличивая цену подарка. При провозглашении тоста, перед тем, как выпить обязательно пели частушки в честь того, за кого пили. Перед окончанием свадьбы танцуют танец «Семи пар» (эфта зевгаря). Это круговой танец со свечами. В танце принимает участие семь пар, состоящих в первом браке и венчавшиеся, в том числе жених и невеста. Единственная пара не состоявшая в браке это кум и кума. Танцующие держатся за руки, в которых сжимают горящие свечи (церковные). В центре круга стоит лиричи (скрипач), которому бросают в круг деньги. Пары в танце проходят три круга, но может и больше.
В понедельник или через неделю как договорятся родители, привозят приданое невесты. На чемодан с приданым сажали мальчика, а свекровь должна выкупать приданое.

 

Послесвадебная обрядность.
После свадьбы новобрачные жили в доме у родителей жениха и могли переселиться в собственный дом только значительно позже. Возвращение невесты в дом родителей (эфта), устраивали через семь дней. За молодой приходила ее бабушка и забирала ее домой, где новобрачная проводила ночь. Утром за женой приходил молодой муж со своими родственниками. Их встречали и устраивали застолье с обильным угощением. Вечером новобрачные возвращались домой к мужу. В довоенные годы в понтийских семьях сохранялись обычаи избегания: мо¬лодая невестка не должна была разговаривать со свекром, свекровью и братьями жениха, объяснялась с ними знаками. Или все, что она хотела сказать, она говори¬ла своему переводчику, т.е. мужу, который передавал это своим родителям. Этот обычай назывался "маш". Должно было пройти много времени, иногда до 15 лет, и ей нужно было родить, по крайней мере, двоих или троих детей, и только это могло дать ей право заговорить со свекром. Запрет обычно отменял сам свекор, при этом он что-нибудь дарил невестке. Право это давалось не всем, а только первой невестке. Нередки были случаи, когда свекор, будучи очень старым умирал, так и не услышав голоса невесток. Это происходило по той причине, что свекор сам не разрешал им разговаривать друг с другом и с ним. Этот странный и тяжелый обычай благополучно существовал по причине проявления уважения невестки по отношению к своим свекру и свекрови. Дочь также уважала отца, и выходила замуж за того, кого ей выбирал отец, и проявляла такое же уважение и к отцу своего мужа. Несмотря на свою парадоксальность, обычай имел и положительную сторо¬ну, т.к. умирая, свекор не был опечален упреками и ссорами.
Невестка также не должна была находиться в присутствии мужчин-родственников мужа без головного платка и чулок. Раньше молодая обязана была мыть и вытирать свекру.

 

ПОХОРОННЫЕ ОБРЯДЫ


В дом, где умирал человек, приглашали соседей обмыть покойника. Это не должны были делать родственники умершего. Если умирал мужчина, то его тело обмывали мужчины, а если женщина - женщины. Покойника обмывали на досках, которые клали на пол. Воду, которой мыли, тщательно собирали и старались вы¬лить в такое место, куда обычно не лили грязную воду. С людьми, которые обмывали покойника расплачивались полотенцем (пешкир) и мылом (сапун). Такие же подарки делали мужчинам, которые копали могилу.
Покойника одевали в новую чистую одежду, обязательно обували, мужчинам в гроб клали шапку, женщинам повязывали платок. Умершего клали в гроб (кассела), закрывали сверху накидкой, которую называли "саванон", оставляя открытым только лицо.
Хоронили покойника на второй или третий день, но обязательно старались, чтобы тело пролежало одну ночь в доме. Ночью гроб стоял на столе или на табуретках в самой большой комнате дома. Покойник был под присмотром всю ночь - около гроба сменяясь, дежурили мужчины и женщины. Ночью оплакивать покойника запрещалось. На ночь кто-нибудь из дежуривших закрывал лицо покойника покрывалом, но утром его снова открывали и умывали. Это должен был делать чужой человек.
После похорон с кладбища все возвращались в дом умершего, обязательно мыли руки и поминали. У греков принято приходить на второй и третий день на соболезнование (хатир). Мужчины несут выпивку, женщины любую еду, закуски, печеное. Смысл обычая заключается в том, чтобы освободить от необходимости готовить пищу первые дни после похорон, убитых горем родных покойника.
Идут на соболезнование и те, которые не знали о похоронах, или не могли пойти по причине болезни или отсутствия. На девятый день (поминальный) приглаша¬лись кто ночами (эмоназен) сидел около покойного. Сорокой день (поминки) отмечается день в день. Близкие родственники держали и держат траур в течение сорока дней, а женщины носят черное платье и косынки. В настоящее время женщинам и мужчинам разрешают снять траур после сорока дней, но сохраняется обычай, когда самые близкие женщины носили и носят траур весь год. В доме умершего держали воду в стакане, пшеницу и зажигают свечи лампаду все сорок дней.

 

ПРАЗДНИКИ

 

Рождество
Перед рождеством строго соблюдался сорокодневный пост. В Рождественский вечер по домам ходили дети колядовать.


Новый год (Неохрониа)
Вечером в каждом доме пекут (пресную пышку - каландопиту) в нее запекают монетку. Пышку – питу разрезают на равномерные кусочки, по количеству членов семьи (даже на отсутствующих). Считается, что монетка (счастливчик) приносит счастье и удачу. В Рождественскую ночь, ходят ряженые со скрипкой песнями и танцами. Калядующие исполняют новогодние колядки, хозяева должны отблаго¬дарить их сладостями и деньгами. Новогодний праздник является семейным и не принято ходить в гости. На Новый год приглашали доброжелательного мужчину первым перступить порог дома «счастливой ногой», из числа друзей или родственников.

 

Крещение Господне (Фоте)
19 января
В этот день обязательно ходили в церковь и приносили оттуда Освященную воду. На крещение девушки устраивли гадания подобные новогодним. 19 января большинство греков окропляли дом Освященной водой и хранили ее целый год.

 

Пасха (ламбри)
После Всенощного бдения, под утро, освящали яйца, пасхи, куличи. Семьи садились за стол разговляться после продолжительного пасхального поста. Выпивали только один бокал вина со словами: Христос Анести (Христос Воскрес). В ответ говорили - Во истину воскрес (Алифинос Анести).
На пасху строжайше запрещалось работать.
Детям на Пасху старались купить новую одежду и обувь. После разговения, мужчины с детьми навещали родственников, кумовьев, друзей и близких знакомых.
Войти в дом и поздравить с праздником мог любой человек, так как дверь раньше не запирали, а стол был накрыт. В настоящее время хозяйка дома встречает гостей.
Пришедший на Пасху, приветствует хозяев словами: «Христос Анести», выпива-ет одну стопку, обменивается с хозяевами яйцами.

 

Успение Пресвятой Богородицы – Панаия
28 августа
Особо почитаем у греков праздник Успения Пресвятой Богородицы. В день праздника ходят на молитвы в городские храмы, а некоторые едут или идут пешком в Казбеги (Грузия), где на горе стоит церковь Успения Божьей матери. Часть прихожан на коленях трижды обходила вокруг этой церкви, а часть даже поднимались на коленях по горе. Нужно было провести обряд всенощного бдения. На утро закалывали освященных баранов, это был их жертвенный агнец, посвященный празднику. Все присутствовавшие в этот день накрывали столы и приступали к трапезе.

 

Агиос Георгиос
6 мая
Особо почитаем среди Христиан Кавказа Агиос Георгиос (Святой Георгий), яв-ляющийся покровителем воинов, мужчин, путников. Понтийские греки издревле считают Святого Георгия целителем. О его чудесных способностях слагали былины.

 

Joomla SEO powered by JoomSEF

    Рейтинг@Mail.ru        Анализ интернет сайта

 

rss
Карта