Понтийские танцы
Смешанный, групповой танец. Его название происходит от слова χερροίανα (хериана), так как предполагается, что он произошел или танцевался изначально в этом районе. Танец в общей сложности имеет 21 шаг, которые, если исключить определенные танцевальные фигуры, постоянно повторяются. Поэтому этот танец еще называют 21 (икосиэна). Перед танцем, танцоры занимают положение, когда один держит руку другого. Корпус и голова при этом имеют строгое выражение.
Тригона
Смешанный, групповой, круговой танец, обладающей некой веселой первобытностью. Это единственный понтийский танец с ходом движения не вправо, а влево. Это очень символичный танец и он принадлежит к кругу сельскохозяйственных танцев. Согласно толкованию, которое ему придают, у одной женщина был очень ленивый, вечно жалующийся муж (он не был способен даже принести дров из леса). Тригона была вынуждена идти в гору за дровами и сама их приносить домой. Движения танца представляют собой рубку дров, что впрочем, описывает и народная песня, связанная с танцем, “έστεκεν κι εποίνεν ξύλα, η Τρυγόνα “ (Тригона стояла и рубила дрова).
На Понте тригону танцевали только женщины.
Тик тромахтон
Этот танец имеет, возможно, самый подлинный понтийский характер (отличительные черты) из всех танцев, что танцевали в главных районах Понта. Вся магия понтийского танца находит, возможно, свое совершенное выражение именно в этом танце. Этимологически его название происходит от глагола τρομάζω (тромазо) – дрожать, и слова «τρομαχτόν»(тромахтон), что подразумевает дрожание всего тела, когда танцор опирается на ступни ног, поочередно поднимая и опуская их. Панделис Меланофридис в своей статье подтверждает, что тик тромахтон произошел от танца Серра. По причине того, что Серру танцевали вооруженные танцоры, а турки запрещали грекам носить оружие, вынуждая понтийцев танцевать только часть Серры, похожую на тик, то есть тромахтон. Весь танец танцуется на месте. На Понте его танцевали только мужчины, обычно в районах Котиоры и Карса.
Тик
Круговой, смешанный танец, название которого означает «стоящие прямо»(тикья), подразумевая положение, которое принимают танцоры в течение танца. Кроме того, пока участники танцуют, они кричат слова τίκια (тикья) ή έμορφα (эморфа). Впрочем, прямое положение корпуса танцоров показывает греческое происхождение конкретного танца. В противоположность восточным танцам, греческие танцуют в прямом положении.
И это главным образом их различает, как впрочем, и древнегреческие танцы без движения середины. Когда тик танцуют на месте, то он называется «со гонатон» в то время как другая форма танца это «монон тик», танец района Мачка (Мацука). Стоит сообщить, что тик танцуется и турками, которые утверждают танец турецкий, они его называют просто хорон.
Серра
Военный танец Понта. Он носит групповой характер и танцуется мужчинами. В древности его танцевали на Больших Всеафинских играх каждые 4 года, на Малых Всеафинских каждый год, с полным военным костюмом, также как в Диоскурии в Спарте. Свое название танец берет от реки Серра в Трапезунде. Еще танец называют «пиррихиос», так как движения танцоров соответствуют движениям древнего грека воина в час боя. В этом состоит особенность танца, занявшего свое место среди известнейших танцев всего мира.
Сарикуз
Смешанный танец, танцуется полукругом, похож на Тригону, но более открытый в том, что касается шагов и танцевальных фигур. Это символический танец, принадлежит к кругу сельскохозяйственных танцев, все движения которого направлены на работы по косьбе трав. Белокурая девушка, сарикуз, изображает колос, нагибающийся от ветра. Эти движения воспроизводит одна танцовщица до того, как приходит главный танцор с косой в руке и пытается скосить девушку-колос. В продолжение показывается на сцене весь танец. Мужчины-танцоры идут вперед с серпами в руках, подражая движениям косцов. Одновременно другая девушка с кружкой или небольшой чашкой в руке приносит воду поочередно всем танцорам. Они пьют, вытирают пот. В поле же другие девушки-танцовщицы выполняют другие покосные работы.
Машер
Еще он известен как танец ножей. В этом танце принимают участие 2 танцора. Многие считают, что машер завершает групповой танец Сера. 2 сильных воина продолжают танец, когда остальные танцоры уставали и уходили. Машер известный танец на Понте с древних времен и сплетение танца это поговорка того времени, которую показывает Ксенофон. Как и тогда на Понте, танец исполняют 2 танцора, которые держат ножи, а завершается все изображением смерти одного из них. Победитель боя получает в награду сердце молодой девушки, ради которой и затевался весь этот бой.
Патула
Один из известнейших танцев во всем Понте. Это круговой танец, танцуется мужчинами и женщинами. Его ритм похож на дипат с тем различием, что она быстрее и чаще всего веселая. Стиль его соответствует танцу с обычаем похищения. Здесь идет речь о похищении дочери, потому что родители против ее замужества на молодом человеке, которого она любит. Танец был известен и под именем «пипиломатена», согласно песни, связанной с этим танцем.
Омал
Групповой, круговой танец с проявлением мягкости нравов, поэтому и называет омал, что означает ровный. Танцуют мужчины и женщины, которые держатся рука за руку, согнув их в локтях. Все стоят настолько близко один к другому, что локти одного касаются локтей другого. Омал на Понте танцевали во многих районах, и поэтому существует много его разновидностей. Преобладающие из этих разновидностей - омалы районов Карса, Керасунда, Трапезунда и Гарасари.
Лецина
Круговой, смешанный танец, относится к военным танцам. Его танцевали в определенных районах Восточного Понта и в Карсе. Название происходит от названия вида быстрых птиц семейства соколиных – лецин. Танцующие как бы вбивают ноги в землю, изображая искривленные когти и клюв сокола. На Понте лецину танцевали только мужчины.
Лец
Это круговой, групповой танец, и на Понте его танцевали только мужчины. Он принадлежит к танцам определенной местности и его танцевали понтийцы районов Закавказья. Считается продолжением танца лецина.
Лахана
Круговой танец, который танцуют как мужчины, так и женщины. Свое название танец получил от одноименной песни, с которой и связывается. Принадлежит к категории танцев омал, т.е. танцев, которые танцевали во многих районах Понта и в зависимости от района брали свои названия.
Коц
Всепонтийский танец. Главным образом его танцевали в районах Амиса, Котиор, Керасунды и в районе Халдиа. Это круговой танец с древним происхождением. Чаще всего круг не замыкают. Это дает возможность первому танцору или танцовщице выполнять личные фигуры. Это живой, веселый танец без отрыва от нравов эпохи. Поэтому тут было дано пространство для танцевального подъема, главным образом, женщин и девушек Понта, это создалось в противопоставление живым мужским военным танцам. Таким образом, преобладание женщин в танце не означает, что его не танцуют мужчины. Название танец получил от особого характерного удара пяткой (коц) ног танцоров.
Кочари
Смешанный, круговой танец. Один из известнейших понтийских танцев. А возможно и самый знаменитый понтийский танец после танца пиррихио. Название происходит от способа, которым он танцуется, а конкретно от 2 шагов, которые выполняются с одновременным ударом пяткой (коц) о землю. Когда-то давно танец считался мужским, относящийся исследователями к сложным «горным» военным танцам. Позже стало позволяться участвовать в нем и женщинам.
Коцангел
Это смешанный, церемониальный танец. Он последний из церемониальных танцев на свадьбе и единственный из понтийских танцев, у которого нет определенной формы и хода. Схема же его когда-то круговая, когда-то спиральная, с разнообразием поворотов. Тот, кто изучает танец коцангел, связывая с другими танцами Древней Греции, что касательно вида (формы и схемы), так и взгляда, который он выражает, останется поражен сходством с древним танцем герано и смешанными танцами молодежи. Коцангел не был последним танцем только свадеб, но и каждого общественного мероприятия. Танцуя коцангел, танцоры обходят различные части дома и двора. Ход танца в основном направо, но по сигналу первого танцора может изменяться налево. Название свое танец взял от маленьких резких (коцес) поворотов (кангелиа).
Этера
Смешанный, церемониальный и круговой танец без замыкания самого круга. Принадлежит к категории танцев, которые имеют основу тика. Только конкретный танец имеет более медленный темп и собственную музыкальную окраску района Верхняя Кацука. Танец связан с народной песней “π’ ερνιξόν με έταιρε” (?), от которой и взял свое название. С точки зрения тематики это танец сельской жизни, поэтому движения рук танцующих символизируют насильственное похищение девушки этером(?) и ее переход через стремительные воды, которые их разделяют. Есть похожий ему танец «калон кориц», название которого происходит от народной песни, с которой он связан.
Дипат
Всепонтийский, групповой, смешанный танец с элементами кругового. Также называется омал Трапезунд. Название происходит от двух ритмических нажиманий, из которых состоит строгий и спокойный темп, которым танцуется дипат. Это танец с проявлением нравственной мягкости, вежливости и душевной простоты. Он является аналогом древних религиозных танцев, в которых необходима скромность. На Понте дипат танцевали главным образом люди уважаемого возраста, поэтому называли танец ‘κοδεσπενακόν ομάλ’ (кодеспенакон омал), т.е. посвящая его домохозяйкам понтийских семей. Именно по этому названию многими исследователями считается, что он берет свое происхождение от древнего церемониального танца в честь богини Гестии, покровительницы семьи. На Понте дипат был танцем, с которого начинались все большие мероприятия, как семейной, так и общественной жизни.