Трапезу́нт
Трапезу́нт; тур. Trabzon,— город в Турции, административный центр ила Трабзон, расположенный на берегу Чёрного моря, у устья р. Мучки, у подошвы покрытого лесами Колат-Дага (3410 м).
В городе сохранился ряд памятников византийской архитектуры, включая бывший собор св. Софии (музей с 1964 года), Хризокефал (теперь мечеть Фатиха), церкви Св. Анны и Св. Евгения (теперь мечеть Йени Джума), а также городские стены. Имеется российское консульство.
Площадь 4685 км²
Население 300 000 человек (2008)
Плотность 60,1 чел./км²
Агломерация 1 085 901
Часовой пояс UTC+2, летом UTC+3
Телефонный код +90 462
Почтовые индексы 61x xx
Население 300 000 человек (2008)
Плотность 60,1 чел./км²
Агломерация 1 085 901
Часовой пояс UTC+2, летом UTC+3
Телефонный код +90 462
Почтовые индексы 61x xx
Трапезунд (греч. Τραπεζούντα) — в древности самая восточная греческая колония на берегу Чёрного моря, в Малой Азии, основанная выходцами из Синопа за 750 лет до н. э. Упоминается в «Анабасисе» Ксенофонта как конечный пункт отступления десяти тысяч.
Войдя в состав Римской империи, Трапезунт был главным городом провинции Pontus Polemoniacus, важнейшим коммерческим центром и стоянкой римского флота на Чёрном море, так как имел хорошо защищённую гавань и служил исходным пунктом торгового пути от приевфратского района к Чёрному морю. Конец его благосостоянию положило разорение готами после одержанной ими победы над Валерианом.
Войдя в состав Римской империи, Трапезунт был главным городом провинции Pontus Polemoniacus, важнейшим коммерческим центром и стоянкой римского флота на Чёрном море, так как имел хорошо защищённую гавань и служил исходным пунктом торгового пути от приевфратского района к Чёрному морю. Конец его благосостоянию положило разорение готами после одержанной ими победы над Валерианом.
В византийское время, когда из провинции Pontus Polemoniacus и части Малой Армении была образована фема Халдия, Трапезунт, как главный город её, играл значительную роль в отношениях империи к грузинским владетелям и в культурном воздействии Византии на Грузию. У города был свой епископ; основателем кафедры называли Андрея Первозванного.
С 1204 г. Трапезунт стал столицей небольшого греческого государства Великих Комнинов, известного как Трапезундская империя. Государство поочерёдно было данником турок и монголов в XIV—XV веках, а в 1461 г. пало под натиском турок-османов. Трапезунтская империя была последним осколком Византии. После захвата города большая часть домов была передана турецким солдатам, городская знать и значительное число греков переселено в Константинополь.
Взятый русскими войсками Трапезунд в 1916 году
Старый город, сохранивший отчасти старые византийские стены, все ещё густо заселен и сохраняет название «города» по преимуществу. В Трапезунде до кровавых событий 1896 г. было 35—45 тыс. жителей, в том числе более 6000 армян и 7—8 тыс. греков, остальные преимущественно турки, немало персов, но после побоищ и вызванных ими выселений число жителей значительно сократилось. Трапезунт — резиденция греческого митрополита, армянского архиепископа, армяно-униатского епископа. Более 20 христианских церквей, около 40 мусульманских мечетей и школ. В греческом предместье помещаются европейские товарные склады и торговые депо. По своему благоприятному местоположению, Трапезунт мог бы служить главным складочным и экспедиционным пунктом для торговли между Европой и Передней Азией, но вследствие плохого состояния путей сообщения внутри страны, турецких таможенных пошлин и конкуренции русской закавказской железной дороги его торговля сильно страдает, в особенности за последние десятилетия. За время с 1881 по 1892 г., торговые обороты Трапезунда понизились с 54 млн до 36 млн марок; сохраняет своё прежнее значение только линия Эрзурум — Тебриз. Предметами ввоза служат из Анатолии в особенности хлопчатобумажные товары (в 1894 г. на сумму 4576800 мар.), шерстяные изделия (2777200), сахар (1284000), мука (1180000), пшеница (941400), чай (545400 мар.), затем из Персии транзитом хлопчатобумажные изделия (5999000 мар.), шерстяные изделия (2923200), чай (1500000), шелковые ткани и бархат (724000 мар.) и др.; в общей сложности, ввоз составляет ок. 30498000 мар. Вывозится в Анатолию скот (2400000 мар.), табак (203500), орехи (1851000 мар.), в Персию шелковые ткани и шали (2160000), ковры (1684800 мар.); в общей сложности на сумму около 13206000 мар. В торговых сношениях с Трапезундом из иностранных держав принимают участие главным образом Великобритания, Австро-Венгрия и Германия. Движение судов на Трапезунтском рейде в 1894 г.: 458 пароходов (всего более турецких, французских и австро-венгерских), с грузом в 522190 тонн, и 10589 парусных судов, с грузом в 50040 тонн. Правильными пароходными рейсами Трапезунт сообщается с Константинополем, с Дунайскими устьями и с некоторыми портовыми городами Средиземного моря.
Трапезунтский вилайет занимает полосу земли вдоль морского берега длиной около 600 км. Пространство 31000 кв. км, жит. 900 000 населения, в том числе более 300 000 чел., говорящих по-гречески. Население занимается рыбной ловлей в море, земледелием и торговлей (вывоз орехов, бобов, фруктов, овощей, хлеба). Обширные леса, недостаточно ещё разрабатываемые рудники.
Трапезундская операция (Первая мировая война, 1914—1918). Наступление на Трапезунд Приморского отряда (генерал В.Н. Ляхов) русской Кавказской армии 23 января — 5 апреля 1916 г. Данное направление защищали части 3-й турецкой армии (Киамиль-паша). Вслед за Эрзрумской операцией Кавказская армия (генерал Н.Н. Юденич) провела наступление на правом фланге, где находился порт Трапезунд. Через него турки получали морским путем подкрепления. В операции по овладению крупнейшим портом Восточной Турции участвовал и Батумский отряд кораблей Черноморского флота (капитан 1-го ранга М.М. Римский-Корсаков). Он поддерживал сухопутные войска огнем артиллерии, высадкой десантов и подвозом подкреплений.
После упорных боев Приморский отряд (15 тыс. чел.) вышел 1 апреля к укрепленной турецкой позиции на реке Кара-Дере, которая прикрывала подступы к Трапезунду. Здесь наступавшие получили морем подкрепления (две пластунские бригады численностью 18 тыс. чел.), после чего начали штурм Трапезунда. Первыми 2 апреля форсировали бурную холодную реку солдаты 19-го Туркестанского полка. Поддержанные огнем флота, они вплавь добрались до левого берега и выбили турок из окопов. 5 апреля русские войска вступили в оставленный турецкой армией Трапезунд, а затем продвинулись на запад до Полатхане. Со взятием Трапезунда улучшилось базирование Черноморского флота и правый фланг Кавказской армии смог беспрепятственно получать подкрепления морем (см. Эрзрумская операция).
В городе на посаде сохранились две базилики: святой Анны (построена в IX веке) и базилика, первоначальное название которой не сохранилось и ее называют по имени мечети, в ней разместившейся, – Накип Джами. Церковь святой Анны и выглядит как базилика – с приподнятым средним нефом, тогда как Накип Джами имеет равные по высоте три нефа, разделенные всего четырьмя мраморными полированными колоннами, так что видно, что это, конечно, базилика, но подвергшаяся атаке со стороны центрических четырехколонных храмов, а потому такая короткая и такая уже не продолговатая, не базиликальная, а центрическая.
Базиликальные храмы не идут ни в какое сравнение с двумя храмами типа вписанного креста: с соборным храмом Богородицы, называвшимся Хрисокефалос (Златоглавым), и монастырским храмом святого Евгения, расположенным уже вне стен – на отрогах гор. Оба этих храма не имеют точных дат, но они, вероятнее всего, построены в X–XII веках, причем Хрисокефалос несомненно несколько раньше святого Евгения.
Хрисокефалос является одним из великих храмов средневизантийской архитектуры. По своим размерам, по количеству столбов, по развитости и обширности хор, расположенных на втором ярусе храма, по игре пространств и сводов, по всему этому пластическому и композиционному богатству этот храм принадлежит к главным византийским памятникам, от которых как круги по воде расходятся подражания и перепевы, из которых берутся цитаты и которые дают ключ к пониманию равных по масштабу памятников.
Вглядываясь в массивные и «колючие» крестообразные столбы Хрисокефалос, в ее простые коробовые своды, в ее пониженные относительно сводов подпружные арки, настойчиво членящие пространство на доли, наконец – глядя на протяженные хоры, П-образно обходящие храм, но особенно распространенные на западе, начинаешь мучительно припоминать что-то уже виденное, какой-то очень знакомый памятник. Потом на память приходит похожий образ, и это – София Киевская. Оказывается, что все перечисленные черты есть и в этом древнерусском храме, сооруженном в начале XI века византийскими мастерами. Но если раньше думали, что эти мастера были из Константинополя, то теперь можно предположить, что среди строителей, работавших по заказу князя Ярослава Мудрого в Киеве, были и мастера, знакомые с архитектурой Трапезунда и Понта или даже происходившие оттуда. Эта неожиданная связь Трапезунда и Киева заставляет задуматься и о том, что многие перечисленные выше черты Хрисокефалос стали чертами всей древнерусской архитектуры, так что влияние столицы Понта могло быть очень значительным. Это влияние и собственные достоинства внутреннего пространства соборного храма Трапезунда и его митрополии делают Хрисокефалос ключевым памятником восточного и южного Причерноморья.
Храм святого Евгения, который иногда датируют XIV веком, показывает примерно те же формы, что и Хрисокефалос. На наш взгляд, он построен в XI–XII веках и был репликой храма Хрисокефалос, но он не имеет хор, его западные столбы были когда-то колоннами и лишь потом получили ту странную форму, которую имеют сейчас. В этом парадном пространстве, угловатость и разделенность которого на доли и ячейки напоминает и Хрисокефалос, и Софии Киева и Новгорода, можно еще раз ощутить основные принципы средневизантийской архитектуры Трапезунда и Понта: не скрытые, а показанные мощь и тяжесть каменной кладки, разделенность на части, а не слитость воедино, граненость и угловатость, а не обтекаемость и дематериализующая округлость. Все это, столь родственное храмам Древней Руси, дополняется еще и формами, которых нет в древнерусских памятниках – повышающимися ступенчато узкими подпружными арочками, украшающими (а не несущими) основание барабана. Эта форма, которая есть и в Хрисокефалос и в последующих памятниках, является отличительным «знаком» Понта и встречается также в архитектуре Грузии и Абхазии.
Амасья Áμάσεια
Амасья (тур. Amasya, греч. Áμάσεια) – город в северной Турции, центр провинции (ила) Амасья. Население города – 74 тыс. жителей (2000).
С 333 г. до н. э. по 26 г до н. э. Амасья – столица Понтийского царства. в 26 г до н. э. город и царство завоёвывает Римская империя.
Римско-византийский период
Амасья была захвачена римлянином Лукуллусом в 70 г до н. э.; постепенно Понтийское царство было превращено в провинцию Рима. В римские времена город стал административным центром новых провинций – Вифинии и Понта. К этому времени Амасья стала процветающим городом, домом мыслителей, поэтов и писателей. Один из них, Страбон, оставил полное описание Амасьи в 1 веке до н. э.
После разделения Римской империи императором Диоклетианом город стал частью Восточной Римской империи (Византийской империи). В это время в городе большинство населения составили греки.
Сельджукский период
После поражения византийской армии при Манцикерте в 1071 году был положен конец 7-вековому полному владычеству Византии в Малой Азии. Турки продвигались вглубь полуострова очень быстро и в 1075 турецкий эмир Данышмендид захватил.
Периодически город переходил из рук турок в руки византийцев в XII веке, во время войн Византии и Иконийского султаната. Окончательно город стал турецким лишь только в начале XIII века.
Османский период
В конце 14 века город покоряет османский султан Баязид I.
Население Амасьи во времена османского правления очень отличалось от большинства других городов в Османской империи: для того, чтобы как следует обучить будущего султана требовалось подробно ознакомить его с большинством народов империи. Каждый народ империи был представлен в Амасье в специфических деревнях – понтийской (греческой) деревни, армянской деревни, боснийской деревни.
Синоп
Население 30 502 человек (2000)
Синоп (Синопа) – в древности одна из главных греческих колоний на южном берегу Чёрного моря, на полуострове Пафлагонского побережья, к востоку от мыса Карамбиса. Колония была основана, по преданию, спутником Ясона Автоликом, который имел здесь храм и оракул. В историческое время Синоп был колонизован милетцами дважды: в первый раз – до вторжения киммерийцев в Азию (до 751 г.), вторично – в 632 г. до н. э. Синоп в свою очередь стал метрополией черноморских городов Котиоры (в области Тибаренов), Трапезунта, Кераса, Хойрада, Ликаста, Гармены и др.
При Митридате Евпаторе, который здесь родился и получил воспитание.Синоп стал резиденцией понтийского царя и был украшен роскошными постройками
С возведением в IV в. н. э. Амасии на степень главного города Понта благосостояние Синопа стало падать. С 1204 он принадлежал к Трапезунтской империи, но уже в 1214 его завоевал вначале никейский император, а потом сельджукский султан, в 1461 – Магомет.
Состоит из собственно турецкого города на западе и греческого квартала на востоке. Два базара, одна большая мечеть. Единственное вполне сохранившееся древнее здание носит у греков название «замок Митридата» и состоит из четырёх зал под одною сводчатою крышей. Жителей 8-10 тыс., наполовину турки. Торговля ограничивается вывозом леса, воска, плодов, шёлка и кож. В 1853 г., во время Синопского боя, сильно пострадал от пожара и самый город, долго не оправившийся от этого удара.