Навигация: Главная страница » Греция » Города Византии
Понедельник, 02 Мар 2015

Города Византии

 

Основание Константинополя

 

Вторым событием первостепенной важности, после признания Христианства, было основание Константином новой столицы на европейском берегу Босфора, уже при входе его в Мраморное море, на месте древней мегарской колонии Византия (Βυζαντιον - Byzantium).
Уже древние, задолго до Константина, прекрасно оценили исключительное по важности военное и торговое положение Византия на границе между Европой и Азией, дававшее господство над двумя морями, Черным и Средиземным, и приблизившее Империю к источникам древних блестящих культур.
Насколько можно судить по дошедшим до нас сведениям, мегарские выходцы в первой половине VII века до н. э. основали на азиатском берегу южной оконечности Босфора, напротив будущего Константинополя, колонию Халкидон. Через несколько лет после этого другая партия мегарцев основала на европейском берегу южной оконечности Босфора колонию Византий, название которой производится от имени главы мегарской экспедиции Визы (Βυζας - Byzas). Преимущества Византия перед Халкидоном понимались уже древними. Греческий историк V века до н. э. Геродот (IV, 144), рассказывает, что персидский полководец Мегабаз, прибыв в Византий, назвал жителей Халкидона слепыми, потому что они, имея перед собой лучшее место, а именно то, где через несколько лет был основан Византий, выбрали худшее. Позднейшая литературная традиция, как то: географ Страбон (VII, 6, с. 320) и римский историк Тацит (Ann. XII, 63), приписывает несколько измененное выражение Мегабаза Пифийскому Аполлону, который на вопрос мегарцев у оракула, где им построить город, ответил, чтобы они искали поселения против земли слепых. Византий играл значительную роль в эпоху греко-персидских войн и Филиппа Македонского. Превосходно оценил политическое и особенно экономическое положение Византия греческий историк II века до н. э. Полибий (IV, 38 и 44), который, признавая всю важность товарообмена между Грецией и городами Черноморского побережья, писал, что без воли жителей Византия ни одно торговое судно не сможет ни войти в Черное море, ни выйти из него, и что византийцы держат в своих руках все полезные для человеческой жизни продукты, даваемые Понтом.
С тех пор как Римское государство перестало быть республикой, императоры не раз имели намерение перенести столицу из республикански настроенного Рима на Восток. По свидетельству римского историка Светония (1, 79), уже Юлий Цезарь собирался переехать из Рима в Александрию или Илион, т. е. на место древней Трои. Императоры первых веков христианской эры нередко надолго покидали Рим благодаря частым военным походам и разъездам по государству. В конце II века Византий постиг жестокий удар. Септимий Север, победив своего соперника Песценния Нигера, на стороне которого был Византий, подверг город жестокому разгрому и почти полному разрушению. Между тем Восток продолжал привлекать к себе императоров. Император Диоклетиан (284-305) с особенной охотой жил в Малой Азии, в вифинском городе Никомедии, который он украсил великолепными постройками.
Константин, решив создать новую столицу, не сразу остановил свой выбор на Византий. Некоторое время он, по-видимому, думал о Наиссе (Нише), где он родился, о Сардике (ныне София) или о Фессалонике (Солуни). Но особенное внимание Константина было привлечено местом древней Трои, откуда, по преданию, прибыл в Италию, именно в Лациум, Эней и положил основание римскому государству. Император лично отправился в знаменитые места, где сам определял очертания будущего города. Ворота были уже построены, как, по свидетельству христианского писателя V века Созомена, однажды ночью Константину во сне явился Господь и убедил его искать для столицы другое место. После этого Константин остановил окончательно свой выбор на Византий. Еще сто лет спустя проезжавшие на кораблях мимо троянского берега видели с моря неоконченные постройки Константина.
Византий, не оправившийся еще от разгрома, учиненного Септимием Севером, был в это время незначительным селением и занимал лишь часть мыса, вдающегося в Мраморное море. В 324 г. Константин решился на строительство новой столицы и в 325 г. началась постройка основных зданий. Христианское предание рассказывает, что император с копьем в руке определял границы города, и когда приближенные, видя чрезвычайные размеры намечаемой столицы, с удивлением спрашивали его: "Докуда, государь, (ты пойдешь)?", - он отвечал: "(Я пойду) до тех пор, пока не остановится идущий впереди меня". Этим он объяснял, что некая небесная сила им руководит. Рабочие и материал для постройки были собраны отовсюду. Лучшие языческие памятники Рима, Афин, Александрии, Эфеса, Антиохии шли на украшение созидавшейся новой столицы. 40.000 готских воинов, так называемых федератов, участвовали в работе. Целый ряд разнообразных льгот, торговых, денежных и т. д., был объявлен для новой столицы, чтобы привлечь туда население. Наконец, к весне 330 г. работы настолько продвинулись вперед, что Константин счел возможным официально открыть новую столицу. Открытие состоялось 11 мая 330 г. и сопровождалось празднествами и увеселениями, длившимися сорок дней. В этом году христианский Константинополь оказался как бы "наложенным" (superimposed) на языческий Византий.
Трудно точно определить размеры города времени Константина. Во всяком случае, он по величине далеко превосходил территорию прежнего Византия. У нас нет точных данных о численности населения Константинополя в VI веке. По предположительной оценке, она могла превышать 200.000 человек. Для защиты с суши против внешних врагов Константин выстроил стену, которая шла от Золотого Рога до Мраморного моря.
Несколько позднее древний Византий, превратившийся в столицу мировой державы, стал называться "городом Константина", или Константинополем. Столица получила муниципальное устройство Рима и делилась, подобно последнему, на четырнадцать округов-регионов, из которых два лежали за городскими стенами. Из памятников города, современных Константину, до нас почти ничего не дошло. Однако к его времени относится церковь св. Ирины, которая, будучи позднее дважды перестроена, особенно при Юстиниане Великом и потом при Льве III, существует и поныне (в настоящее время в ней помещается турецкий военный музей). Затем знаменитая змеиная колонна из Дельф (V века до н. э.), сделанная в память сражения при Платее, перевезенная Константином в новую столицу и водруженная им на Ипподроме, находится на том же месте, правда, в несколько испорченном виде, и теперь.
Гениальная прозорливость Константина сумела оценить все преимущества положения прежнего Византия, политические, экономические и культурные. В политическом отношении Константинополь, этот "Новый Рим", как часто его называют, для борьбы с внешними врагами обладал исключительными условиями: с моря он был недоступен; с суши его охраняли стены. В экономическом отношении Константинополь держал в своих руках всю торговлю Черного моря с Архипелагом и Средиземным морем и был предназначен сделаться торговым посредником между Европой и Азией. Наконец, в культурном отношении Константинополь находился вблизи главнейших очагов эллинистической культуры, которая, слившись с христианством и, конечно, видоизменившись, дала в результате христианско-греко-восточную культуру, получившую название византийской культуры."Выбор места для новой столицы, - пишет Ф. И. Успенский, - устройство Константинополя и создание из него всемирно-исторического города составляет неотъемлемую заслугу политического и административного гения Константина. Не в эдикте о веротерпимости мировая заслуга Константина: не он, так его ближайшие преемники принуждены были бы даровать господство христианству, которое от того ни мало не потеряло бы; между тем как своевременным перенесением столицы мира в Константинополь он в одно и то же время и спас древнюю культуру, и создал благоприятную обстановку для распространения христианства". Со времени Константина Великого Константинополь делается политическим, религиозным, экономическим и культурным центром Империи.
Начало конца
В 14 век Византия вступила с огромными территориальными потерями. На восточном берегу Босфора уже утвердились турки, лелеявшие надежду со временем овладеть и столицей греков. В это же время произошло столкновение между Палеологами и выдающимся государственным деятелем, дипломатом, талантливым писателем Иоанном Контакузином. Последний был регентом при малолетнем императоре Иоанне V Палеологе. Крайне враждебное отношение к просвещённому регенту командующего флотом (дука) Алексея Апокавка вызвало гражданскую войну. После продолжительных попыток централизовать государство и упрочить власть, видя невозможность и бесперспективность дальнейших военных действий Иоанн VI Контакузин отрекся от престола и принял иноческий постриг на Святой Горе Афон в Ватопедском монастыре. Там он полностью посвятил себя подвигам молитвы и поста, однако не оставил и обширной литературной деятельности.
В 1359 г. турки впервые осадили Константинополь. Однако назначенный Господом срок еще не настал. Константинополю суждено было просуществовать еще почти сто лет, но Византия навсегда потеряла Адрианополь, в который султан Мурад I перенес из Брусы свою столицу. Захват остальных земель ромеев был для турок лишь делом времени. Императоры из династии Палеологов усердно искали на Западе защиты от турецкой лавины, жертвуя при этом самым драгоценным – верой. Надежда на то, что с помощью духовного компромисса можно поправить дела империи, заключив союз с католической унией, оказалась пагубной иллюзией, ибо насколько душа больше и важнее тела, настолько Церковь больше и важнее государства. Так, например, в 1369 г. Император Иоанн V принял католичество и даже подписал вместо патриарха решение об объединении церквей. Однако на обратном пути император-изменник попал в долговой плен венецианцев и был выкуплен сродниками. Не без влияния Иоанна VI Кантакузина, – к тому времени уже монаха Иосафа – он, вернувшись в Константинополь, отказался от католичества.
В XV в., вопреки мнению народа и духовенства, правящими императорами Византии вновь были сделаны попытки предательского объединения с римо-католической церковью.
Сбывшееся пророчество
Со смертью Иоанна VIII Палеолога (1448), оставшегося приверженцем унии с латинянами, для Константинополя наступили последние годы его существования как столицы почти уничтоженной Византии. Константин XII Палеолог в январе 1449 года в Мистре (п-ов Пелопоннес) был провозглашен императором ромеев.
Византия представляла собой в момент вступления Константина XII на престол лишь жалкие обломки огромного корабля, каким была империя Юстиниана в шестом веке. Население столицы сократилось с тех пор в 10-12 раз и едва достигало 50 тысяч человек. Многие кварталы города были необитаемы, а дворцы императоров и наместников либо обветшали, либо лежали в руинах. Покинут был и Большой императорский дворец, василевсы жили во Влахернском дворце. В состав ромейской империи входили Константинополь с его окрестностями, несколько островов в Эгейском море и обескровленная войной с турками Морея. Деловая жизнь империи и ее столицы была почти парализована, т. к. торговля находилась под контролем генуэзцев и венецианцев. Греки были разобщены навязанной императором унией с Римом. Навязанный им униатский патриарх Григорий Мамма был ими отвержен, а в 1450 году собор восточных патриархов низложил его за унию как лжепатриарха. Сам император Константин XII не получил церковного благословения на византийский престол из-за исповедания предательской унии.
Но дерзость униатской партии была столь велика, что докатилась до пренебрежения патриархом, иерархией, всем греческим народом, который твердо исповедал православие. Униаты отобрали у православных главный храм Св. Софии, где 12 декабря 1452 года изгнанный из России экс-митрополит Киевский, ставший кардиналом, Исидор совершил униатскую мессу.
Святитель Константинопольский Геннадий Схоларий находился в затворе, когда к нему в монастырь Пантократор пришли клирики и монашествующие. В записке, переданной из затвора, было начертано неутешительное пророчество о падении города за отступление от истины: «О жалкие ромеи! Зачем вы сбились с праведного пути: удалились от надежды на Бога и стали надеяться на франков; вместе с городом, в котором все будет разрушено, отступили вы и от благочестия вашего? Милостив буди мне, Господи! Свидетельствую перед лицем Твоим, что не виновен я в этом. Обратите, несчастные граждане внимание: что делается? Вместе с пленом, который скоро настигнет нас, вы отступили и от отеческого предания и стали исповедовать нечестие. Горе вам, когда придет на вас суд Божий».
Ни слова патриарха, ни настроения народа не повлияли на приверженность Константина XII унии. Политический расчет на помощь Рима взял верх над верой, благочестием, благоразумием... Святая София опустела, а те, кто посещал службы униатов, покидали храм во время евхаристического канона, не принимали антидора и просфор, считая их латинской скверной.
Падение
Осенью 1452 года турецкие войска заняли предместья Константинополя. 6 апреля, в пятницу Светлой седмицы, столица ромеев была окружена. С 12 апреля начался общий штурм города.
В ночь на 29 мая турки начали последний в истории византийской столицы штурм. Император Константин XII сражался бок о бок со своими согражданами и был убит в бою. Сегодня мало кто помнит, что последний император ромеев Констанитин XII, как последователь принятой его отцом позорной унии с Римом (1437-39 гг., т. н. Ферраро-Флорентийская уния) даже не был миропомазан Церковью на царство. Его бесстрашие и героизм, проявленные при защите Константинополя, затмили в памяти потомков исповедание императором унии. Констанитин XII не внял пророчеству патриарха Геннадия Схолария о том, что город будет оставлен Богом на уничтожение врагам за предательство истинной веры.
Туркам удалось проникнуть в город через открытую калитку возле Адрианопольских ворот. Византийцы бежали вглубь города. Многие жители поспешно садились на корабли и покидали Константинополь, часть из них укрылась в огромном храме Святой Софии. В отчаянной попытке найти убежище они совсем забыли, что храм был осквернен латинянами и заброшен.
«О несчастные ромеи! – восклицает историк Дука, – О жалкие: храм, который вчера и позавчера вы называли вертепом и жертвенником еретиков и внутрь которого ни один человек из вас не входил, чтобы не осквернится, потому что внутри его священнодействовали лобызающие церковную унию, – теперь, по причине появившегося гнева Божия, вы ищете в нем спасительное избавление».
Турки ворвались внутрь этой величайшей святыни Православия. Историк рисует страшные картины разврата, насилия и поругания святынь. В рабство уводили всех, не щадили ни икон, ни святых мощей, все подвергалось разграблению:
«О храме же, – сокрушенно говорит летописец, – как я мог бы рассказать вам? Что сказал бы и что крикнул? Прилип язык мой к гортани моей. Не могу я вздохнуть, ибо запечатаны уста мои. В одну минуту разрубили собаки святые иконы, похитив с них украшения, ожерелья и браслеты, а также одежды святой трапезы. Блестящие лампады – одни портят, другие забирают... в один момент всё унесли, покинув храм пустынным и ограбленным и ничего не оставив».
На следующий день Магомет вошёл в разорённый город и, прежде всего, посетил св. Софию. Он обратил ее в мечеть, совершив там свой первый намаз.
Так закончил свою историю славный Константинов город, Царьград, столица Римской империи. Причиной этой трагедии была, по слову патриарха Геннадия Схолария, духовная измена императора и высших сановников Православию.
«Поражу пастыря и разыдутся овцы...», – говорит Сам Христос в Евангелии.
Взятие Константинополя поразило всю цивилизованную Европу. Неслучайно историк Мю-них Халкондил называет это событие «величайшим из всех происшествий на земле» Город, основанный императором Константином I, сыном императрицы Елены, был окончательно порабощен турками при Константине XII, сыне царицы Елены. И все же печаль по утраченному Константинополю, охватившая христианский мир, поразила не всех. В плачах по Константинополю всегда звучит надежда на освобождение от исмаилитов царицы городов. Народные предания связывают новый период в истории Константинопол с королем франков и с Россией, ссылаясь при этом на легендарную надпись на надгробье Константина. Памятники грузинской письменности сохранили его текст: «Целый ряд народов соединится на Черном море и на суше. Исмаилиты потерпят поражение, и власть их народа, ослабев, лишится уважения; народы окружающих стран завоюют Исмаила, возьмут семь холмов (т. е. Константинополь – прим. авт.) и всю их округу».
Впервые арабы-магометане подошли к Константинополю в 670г. Лишь в 678г. грекам удалось деморализовать арабский флот и большую часть его сжечь. 15 августа 717г. после захвата Пергама и перехода через Геллеспонт началась осада арабами-магометанами Константинополя. Осада города длилась целый год. Ромейской империй тогда управлял император-иконоборец Лев Исавр. См. С. Б. Дашков. Указ. Соч., с.128-129.
Императору Алексию удалось укрепить армию, прогнать турок из Малой Азии и вернуть Сирию и Палестину. Император известен и как защитник Православия. При нем был созван церковный собор в 1082 осудивший Иоанна Итала. «В этом муже сочетались красота, изящество, достоинство и непревзойденное величие. – Так писала о своем отце Анна Комнина,- Если же он вступал в беседу, то казалось, что его устами говорит пламенный оратор Демосфен. Потоком доводов увлекал он увлекал слух и дущу, был великолепен и необорим в речах, так же как и в бою, одинаково умел метать копье и очаровывать слушателей.»

 

Joomla SEO powered by JoomSEF

    Рейтинг@Mail.ru        Анализ интернет сайта

 

rss
Карта