Экономика Греции
Греция имеет смешанную экономику — капиталистическую с большой долей производства, находящегося в собственности государства. Правительство планирует приватизировать некоторые ведущие государственные предприятия.
Туризм — ведущая отрасль экономики, дающая основную часть доходов страны в иностранной валюте. Около 4% от всего объема производства приходится на помощь со стороны Европейского Содружества. За последние несколько лет, экономика Греции заметно стабилизировалась за счет того, что правительство ужесточило экономические меры с целью подведения Греции к введению единой валюты.
В частности, Греция сократила дефицит бюджета до 2% и ужесточила денежную политику, в результате чего инфляция опустилась ниже 2,6% — самый низкий показатель за последние 26 лет.Дальнейшая реструктуризация экономики и сокращение безработицы — основные задачи сегодняшней Греции.
Основные отрасли промышленности: туризм, пищеперерабатывающая промышленность, табачная, текстильная, химическая, производство изделий из металла, горнодобывающая отрасль, нефтеперерабатывающая.
Агропромышленные продукты: пшеница, кукуруза, ячмень, сахарная свекла, оливки, помидоры, вино, табак, картофель, мясной скот, молочные продукты.
Греческое правительство объявило о введении чрезвычайных мер для того, что бы сгладить тяжелые последствия перехода экономики страны с динаров на евро. Экономика Греции в последнее время испытывает сильнейшие встряски. Призыв греческих организаций защиты потребителей бойкотировать некоторые виды услуг в знак протеста против роста цен после введения евро нашел широкий отклик среди жителей страны. Результаты бойкота впечатляют. В период всенародного негодования продажи продуктов питания упали на 70 процентов, а общий объем розничной торговли на 85 процентов.
Тем не менее, цены остались на прежнем уровне. В связи с тем, что защитники прав потребителей решили продолжить национальный бойкот, министр финансов Греции Никос Христодоулакис заявил о том, что правительство решило защититься от жадных розничных компании раз и навсегда.
По его словам, уже в октябре следить за стабильностью цен товаров и услуг будут специальные государственные инспектора. Впрочем, уже сейчас власти применяют самые жесткие меры к спекулянтам. На прошлой неделе был арестован торговец хлопка, пытавшийся продавать товары по чрезвычайно раздутым ценам. В ситуацию вокруг роста цен пришлось вмешаться и президенту Греции.
Он выступил со специальным обращением, к розничным торговцам, призвав их, образумится, и остановить рост цен. Помимо кнута для не слишком этичных бизнесменов греческие власти не забывают и о прянике для потребителей. Ради улучшения благосостояния населения правительство пообещало снизить налоги для бедных семей и малого бизнеса.
Стоить отметить, что переход на евро вызвал рост потребительских цен во всех странах Еврозоны. Причина этого вынужденное округление цен и естественно, что в большинстве случаев округление было сделано в пользу продавцов. В среднем стоимость потребительской корзины в Евросоюзе выросла за этот год на 4-5 процентов. Однако ни в одной стране это не спровоцировало такого заоблачного взлета цен как в Греции. Так, согласно обзору министерства развития цены на свежие овощи и фрукты после перехода на евро выросли на 95 процентов.
В общем, стоимость основных товаров и услуг повысилась более чем на 10 процентов.
Рост цен начал негативно сказывается и на макроэкономических показателях Греции, так инфляция в стране составила рекордные 3,6 процента. Это самая высокая инфляция во всей зоне евро.
Что бы хоть как-то оправдать свои действия, греческие торговые компании, не упускающие возможность сорвать большой куш, заявили о том, что рост цен якобы вызван нехваткой наличных евро в стране. Греческий национальный банк немедленно опроверг это, в свою очередь, обвинив торговцев в банальной жадности.
Спортивная волна понесла экономику Греции вверх. Во имя олимпийского движения сюда направляются огромные финансовые ресурсы как из национального, так и из общеевропейского бюджета.
За счет олимпийских денег строятся стадионы, а заодно решаются застарелые проблемы транспортной и дорожной инфраструктуры. Но вряд ли это радикально изменит общую ситуацию: репутация страны у инвесторов не ахти.
Греция оказалась лидером в ЕС по темпам экономического роста. По данным Министерства экономики страны, рост ВВП за 2003 год составил 4.7% - наилучший показатель для Греции за последние 25 лет. Все решили бюджетные инвестиции в развитие спортивной и транспортной инфраструктуры страны, которая станет местом проведения Олимпийских игр в августе этого года. Именно они, а также помощь по линии Евросоюза выводят страну в лидеры ЕС по темпам экономического роста.
Начиная с середины прошлого десятилетия Греция стала крупным получателем европейских трансферов, помогающих стране преодолеть отставание от европейских стандартов. До недавних пор самая бедная страна в ЕС, Греция сегодня, после 7 лет уверенного экономического роста (в среднем 3-4% ВВП в год), стремительно сокращает отставание от своих богатых партнеров. В 2003 году она переместилась уже на второе место с конца (после Португалии) по уровню благосостояния населения. Сегодня реальные доходы населения страны составляют 73.5% среднеевропейского уровня.
За два с половиной года подготовки к Играм из государственной и европейской казны на строительство только стадионов и других спортивных объектов было израсходовано более 4.3 млрд. евро. А на текущий год правительство страны приняло рекордную инвестиционную программу стоимостью 9.25 млрд. евро (5.6% ВВП).
Однако, помимо возведения спортивных объектов, приходится решать и старые проблемы. Правительство сегодня тратит миллиарды евро на достройку столичного метро, новые железные дороги, порты, современные транспортные автомагистрали и столичные развязки. Еще несколько лет назад передвижение по улицам столичного мегаполиса было занятием весьма проблематичным - узкие улицы, отсутствие развязок и скоростных магистралей. За два десятка лет удалось построить всего одну ветку метро. Путешествие по стране на машине доставляло также немало проблем. Исключение: платная магистраль Афины-Салоники - единственный в стране автобан европейского уровня. Греция до сих пор считается в Евросоюзе страной с самыми плохими и неудобными автодорогами.
В процессе подготовки к Олимпиаде, а также на деньги, получаемые по линии ЕС в рамках программы выравнивания экономических потенциалов членов Европейского союза, ситуацию с транспортной инфраструктурой удалось несколько поправить. Ветку метро, соединяющую Афины с портовым Пиреем, почти достроили, в мегаполисе наконец появилась современная сеть транспортных развязок, соединяющая весь полуостров. Кроме того, благодаря низким процентным ставкам и налоговым послаблениям страна переживает настоящий строительный бум - рост ипотечного кредитования, по данным Центробанка Греции, в прошлом году увеличился на 17%.
Не секрет, что инвестиционный и строительный бум в Греции - результат европейских трансферов и олимпийской инвестиционной программы правительства, - говорит Томос Пакер, эксперт по Балканам Центра исследования мировых рынков (WMRC). - Однако увеличение инвестиционной активности государства до сих пор достигалось за счет дефицитного бюджета. В этом году увеличение бюджетного дефицита до 1.4% ВВП стало также возможным благодаря коллапсу европейского Пакта стабильности. Однако олимпийский запал в экономике может закончиться вместе с прекращением 'золотого' бюджетного дождя'.
После Олимпиады на очереди решение других задач - социальных проблем, сокращения огромного госдолга и достижения бюджетной сбалансированности. Бюджет на 2005 год планируется уже строго профицитным - необходимо выполнять финансовые стандарты Брюсселя. Правительству не удалось добиться сокращения государственного долга (в 2003 году - 101.7% ВВП) в период активного роста, придется заняться этой проблемой в более сложных условиях. Уже в следующем году специалисты WMRC ожидают начала снижения темпов экономического роста.