Навигация: Главная страница » Исторический раздел » История Понта
Понедельник, 02 Мар 2015

История Понта

 

История понтийских греков зародилась в глубине веков. С I тысячелетия до н.э. до X в. понтийские греки прошли большой путь в истории. В продолжение этого пути понтийцы развили у Понта Эвксинского и поддерживали на высоком уровне свою культуру, формировали свои государства, занимались науками и искусством, смогли обеспечить такое экономическое развитие, что их порты стали важными точками, перекрестками всемирной торговли своего времени.
Исторический Понт по своему географическому положению являлся волнорезом для врагов Византии.
Трапезунд, столица Понтийской империи, продержался восемь лет после падения Константинополя, прежде чем был захвачен османами в 1461 г. Под османским игом подвергались испытаниям выдержка, самосознание и вера понтийских греков.
Понт - это один из красивейших уголков земли с мягким субтропическим кли-матом, богатой флорой и фауной, многочисленными реками, горными грядами. Он находится на стыке Востока и Запада в северо-восточной части полуострова Малая Азия. Географически его можно разделить на две части: северную (Приморский Понт) и южную (Континентальный). Границей служит плоскогорье Пархар, воспетое в понтийском фольклоре. Понтийская земля богата полезными ископаемыми. Издревле известны здесь залежи золота, серебра, магния, и других металлов.
Наиболее крупные города Понта: Синоп, Трапезунд, Керасунд, Котиора (Орду), Самсунд и другие, в прошлом центры морской торговли, «ворота на Восток».
Первые упоминания о Понте относятся к временам, когда древнегреческая цивилизация стала распространять своё влияние на необъятные просторы Причерноморья. История Древнего Понта известна нам благодаря мифам и археологическим находкам. Особо популярен в Древней Греции был цикл мифов, посвященных Фриксу и Геле, легендарному герою Ясону и походу аргонавтов за Золотым руном.
В этот период начинается переселение ионийцев на побережье Малой Азии. Двенадцать ионийских племен, выселившись из районов современной Аттики и северной части Пелопоннеса, основали двенадцать городов Малой Азии. Ионий¬цы сохранили наследие древних греческих аэдов-поэтов, певцов, игравших на музыкальном инструменте лира; одним из низ был Гомер, живший в VIII в. до н.э. на острове Хиос. Ионийцы отличались сплоченностью и высоким уровнем самосознания, очень высоко ценили свою культуру и язык, свою принадлежность к высокоразвитой цивилизации.
Южнее города Эфеса (Малая Азия) на северном склоне горы Микалис, находился религиозный центр ионийцев - храм Посейдона. Там регулярно собирались ионийцы из всех областей на празднества, посвященные богу моря. Соседние народы: лелеги, кары, ликийцы, меоны и другие, которые проживали в Малой Азии, очень быстро были эллинизированы. Позднее вслед за ионийцами в Малую Азию стали переселяться дорийцы и эолийцы.
Крупнейшим ионическим городом в Малой Азии был Милет. Жители Милета основали большую часть колоний на побережье Черного моря. Они же основали город Синоп. Синоп в свою очередь создал колонии Трапезунд, Керасунд и другие. Название Понт происходит от названия моря, которое омывает его с севера (Понта Эвксинского). Помимо Понта, греками было заселено практически все Причерноморье. Куда бы ни ехал, ни шел грек, он нес с собой частицу своей великой культуры, оставался верен языку предков, преклонялся перед их памятью.
Освоение Малой Азии, начатое в XI - X вв. до н.э. ионийцами, продолжили их потомки понтийцы, продвигаясь в глубь полуострова с северо-востока. Контакты с новыми народами способствовали распространению греческой цивилизации на Востоке, обогащалась материальная и духовная культура самих греков.
Понт стал одним из наиболее крупных, плотно заселенных греками районов. Соседние племена негреческого происхождения постепенно были эллинизированы. Такими племенами были халибы, моссиники, макроны (макрокефалии), дрилы, чаны, которые и сейчас проживают в Понте, скифины, керкиты, таохи. Жили по соседству и более крупные народы: курды, лазы, армяне, ассирийцы. Большинство населения Понта составляли греки. Греческий язык и образ жизни все больше входили в быт народов Малой Азии и Кавказа.

 

Понтийское царство

 

Понтийские города были отдельными городами-государствами со своими органами управления. Жители городов сохраняли свою веру богам Олимпа и говорили на ионическом диалекте древнегреческого языка.
Первым понтийским царем стал Ариобарзан (363-337гг. до н.э.). Вторым царем был Митридат I (337-302гг. до н.э.). Митридат II в борьбе с царем Фракии теряет часть территорий, но подчиняет себе Каппадокию и Пафлагонию. Последующими правителями Понтийского царства были: Ариоварзанис II (266-255 гг. до н.э.), Митридат III (255-222 гг. до н.э.), Митридат IV (222-184 гг. до н.э.), Митридат V Евпатор (157-120 гг. до н.э.).
В конце 120 г. до н.э. на престол восходит последний царь Понта Митридат V Евпатор Великий (120-63 гг. до н.э.). В эпоху Митридата Евпатора продолжалась быстрыми темпами эллинизация соседних племен. Греческий язык и греческая культура стали распространяться на Понт. В соперничестве с Римом ему удалось занять Галацию (М. Азия) и Каппадокию, большую часть островов Эгейского моря и Македонию. Со времен Ганнибала у римлян не было столь сильного соперника. На протяжении войны с Понтом римскими легионами руководили знаменитые пол-ководцы Сулла, Лукулл, Помпей. В 63 г. до н.э. 69-летний Митридат, преданный сыном, терпит поражение и, не сумев собрать новые силы для войны, находит смерть в Пантикапее (Керчь), приказав убить себя.
Понтийское царство просуществовало 300 лет и только после 30-летней борьбы пало под ударами могущественного Рима.

 

Эпоха Рима и Византии


Гражданином Рима считался тот, кто говорил по латински и по гречески, по-клонялся греческим и римским богам. Считается, что с этого времени за жителями Римской империи закрепилось название ромеус, которое по сей день сохраняют понтийские греки. От слова «ромеос» происходит турецкое — урум (т.е. грек). С I в. до н.э. по IV в. н.э. Понт находился в составе Римской империи. С разделением Римской империи на две части в IV в. н.э. Понт становится провинцией Византийской империи (IV-ХIII вв.).
Византия известна как греческая империя. Понт становится важнейшим стратегическим пунктом на восточных рубежах империи. Жители приграничной зоны назывались акриты (известен героический акритский эпос, созданный ими).
Византийская империя, выдержавшая натиск варваров, просуществовала до 1453г и пала под ударами османов.

 

Трапезундская Империя (1204 - 1461 гг.)


В 1221-1222 гг. два монгольских военачальника Джебе и Субудай провели свои войска через Кавказ и направились на Русь. Трапезундская империя потеряла свои владения в Северном Причерноморье, но главная опасность надвигалась с юга. Это были османы. Греческие государства не могли остановить их натиск и постепенно стали жертвами своей разобщенности. К XV в. османы захватили значительную часть территории Малой Азии и устремились на Балканский полуостров.
В 1204 г., после взятия Константинополя крестоносцами и ослабления центральной власти, на территории Понта образуется Трапезундская империя, которая просуществовала до 1461 г. К власти пришла византийская императорская фамилия Комнинов.
Основателями фамилии Комнинов были Алексей и Давид. С 1185 г. они находились при дворе царицы Грузии Тамары. В 1204 г. Комнины с помощью понтийских феодалов, части константинопольской знати и солдат царицы Тамары заняли Трапезунд. Император вновь созданной Понтийской империи назывался царь и самодержец ромеев, но позже по требованию константинопольского императора название было заменено на другое: царь и самодержец Анатолии, иберов и Ператии. Эмблемой правителей стал одноглавый орел. Влияние Трапезудской империи распространялось на часть Малой Азии, Кавказа и Крым. Большое раз¬витие здесь получили военное искусство, духовная культура, торговля. В эпоху Комнинов на территории Понта было построено 3000 церквей. Значительное развитие получила наука: астрономия, физика, математика. В Трапезунд приезжали учиться из соседних государств.
В силу исторических обстоятельств понтийские греки уже с позднеантичных времен развивались практически независимо от остальной части греческого этноса. В результате у понтийцев образовалась своя, достаточно своеобразная культура, хотя и имеющая много общих черт с эллинской, но во многом и отличающаяся от нее.
Понтийский греческий происходит от античного ионийского диалекта. Благода-ря своей относительной изоляции, понтийский сохранил много архаичных черт: его лексика и грамматика имеют гораздо больше общего с древнегреческим, чем с современным греческим. С другой стороны, за долгое время общения понтийских греков с другими народами Малой Азии и Кавказа в понтийский диалект вошло немало слов из персидкого, турецкого и различных кавказских языков. Все это очень затрудняет понимание понтийского.
Культура сохранила множество архаичных черт, в частности большинство понтийских танцев, восходит к древнейшим пиррическим. Широко распространен¬ный мужской танец "сэрра" был описан еще Страбоном и Платоном, а мужская пляска с кинжалами ("машер", "ти машери" или "хаджарц") - Ксенофонтом.

 

Христианство и Понт.


Греков Малой Азии, в том числе и Понта, считают самыми ревностными христианами. Когда в 961 г. Византийский император Никифор Фока освободил о.Крит от арабов, которые там находились 130 лет, часть критян была мусульманами. Тогда на остров были переселены малоазиатские и понтийские семьи, и критяне вновь стали христианами. В 1414 г. на остров Крит было переселено еще 880 семей понтийцев. Местность, где они поселились, получила название Трапезунд.
В IV в. строится знаменитый на весь христианский мир монастырь Панагия Сумела. Икона Богородицы, находившаяся в монастыре, по преданию была нарисована самим евангелистом Лукой. Своё название Сумела монастырь получил по названию горы, на которой находится (Су Мела).
Известен также монастырь Св. Иоанна (Вазелон или Завулон), построенный в 270 г., позже разрушенный персами, но восстановленный при императоре Юстиниане. Также не менее известны монастыри Св. Георгия и Гумеры. В самом Трапезунде были построены церкви Св. Евгения (покровителя города), Св. Софии, Св. Василия и другие...
В тот период насчитывалось также 6 кафедральных соборов, 1.131 церкви, 22 монастыря, 1.647 церквушек и 1.459 духовных служителей которые гордились развитием и сохранением духовных убеждений и общего образования наряду с монастырями Пресвятой Сумелы, Пресвятой Гумера, Св. Георгия Перистериота, Св. Иоанна Вазелона и др.

 

Георгафия


Название, площадь, численность.
ПОНДОС - это название прибрежной части Северо-востока Малоазиатского полуострова, которая тянется от Синопа до восточного края Чёрного Моря (Батуми), общей площадью 71.500 км2 и численностью в 2.048.250, из которых 697.000 были Православные греки.
Другие географические данные.
а) Ландшафт: на расстоянии примерно 100 км. южнее от побережья и на протяжении всего Пондоса с запада на восток тянется горный хребет Париарди (Явур Даг), который разделяет Понд с южной частью Малой Азии оставляя два основных путя - первый из Амисо на Севастию и Центральную Часть и второй из Трабзона на Ерзерум и на Восточное направление. Основные ответвления этой горной цепи с запада: г. Кемер Даг (севернее Амасии), г. Гилдиз Даг (севернее Севастии), г. Кара Даг (севернее Никополя), г. Кемер Даг (восточнее Аргируполя) и.т.д.
б) Реки: основные реки, впадающие в Чёрное Море с запада на восток: Алис (Кизил Ирмак), самая большая река Малой Азии разделяющая Понд и Пафлагонию, и Ириш (Гесил Ирмак)

Демографические данные.
а) Города. Важнейшие города Понда были: Трапезунда (Трапезус, Трабзон) с 50.000 жителей, из которых 15.000 греки, Керасунда (Керасуз) с 20.000 жителей, из которых 12.000 греки, Триполи с 10.000 жителей, из которых3.000 греки, Котиора (Орду) с 12.000 жителей, из которых 6.000 греки, Амисос (Самсунд) с 35.000 жителей, из которых 18.000 греки, Синоп с 15.000 жителей, из которых 4.500 греки, Никополь с 1.500 греками, Аргирополь с 6.000 жителей, из которых 2.500 греки и Амасия с 42.000 жителей, из которых 18.000 греки.
б) Духовенство — Образование. Понд был разделён на 6 митрополий:
1) Митрополия Трабзона с 84 школами, 165 учителями и 6.800 учениками.
2) Митрополия Родополя с 55 школами, 87 учителями и 3.053 учениками.
3) Митрополия Колонии (Никополя) с 88 школами, 94 учителями и 4.900 учениками.
4) Митрополия Халдии - Керасунды с 252 школами, 322 учителями и 24.800 учениками.
5) Митрополия Неокесарии с 182 школами, 193 учителями и 12.800 учениками.
6) Митрополия Амасии с 376 школами, 386 учителями и 23.600 учениками.
г) В общем по всей территории Понда работали 1.047 школ с 1.247 учителями и 75.953 учениками. Среди этих школ особо отличались Институт Трабзона, который был настоящим светилой образования и нравов с большой славой, Институт Аргируполя, Лицей Гумеры, Полугимназий Керасунды, Гимназий Амиса и др.

 

 

Joomla SEO powered by JoomSEF

    Рейтинг@Mail.ru        Анализ интернет сайта

 

rss
Карта