Навигация: Главная страница » Исторический раздел » Аристотель – Áριστοτέλης
Понедельник, 02 Мар 2015

Аристотель – Áριστοτέλης

 

Аристо́тель

Дата рождения: 384 до н. э.
Место рождения: Стагир
Дата смерти: 7 марта 322 до н. э.
Место смерти: Эвбея

Аристо́тель (др.-греч. Áριστοτέλης) (384 до н. э., Стагир – 322 до н. э., Халкида) – древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. – воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. основал Ликей (Лицей, или перипатетическую школу). Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.

Аристотель был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития – социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.

Аристотель родился в Стагире, греческой колонии, недалеко от Афонской горы, в 384 г. до нашей эры. Отца Аристотеля звали Никомах, он был врачом при дворе Аминты III, царя Македонского. Никомах происходил из семьи потомственных лекарей, в которой врачебное искусство передавалось из поколения в поколение. Отец был первым наставником Аристотеля. Уже в детстве Аристотель познакомился с Филиппом, будущим отцом Александра Македонского, что сыграло не последнюю роль в его будущем назначении воспитателем Александра.

В 369 году до н. э. Аристотель лишился родителей. Опекуном юного философа стал Проксен (впоследствии Аристотель тепло отзывался о нём, а когда Проксен умер, усыновил его сына Никанора). Под руководством своего опекуна Аристотель изучал растения и животных, что в будущем развилось в отдельную работу «О возникновении животных».

Юношеские годы Аристотеля пришлись на время начала расцвета Македонии. Аристотель получил греческое образование и был носителем этого языка, он симпатизировал демократическому образу правления, но в то же время он был подданным македонского правителя.

Материя – «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие.
Цель – «то, ради чего». Высшей целью является Благо.

Он сформулировал логические законы:
закон тождества – понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений;
закон противоречия – «не противоречь сам себе»;
закон исключенного третьего – «А или не-А истинно, третьего не дано».

Аристотель выделяет 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. Последняя – самая необходимая для совместной жизни.
разумные (добродетели ума) – развиваются в человеке благодаря обучению – мудрость, сообразительность, рассудительность.
нравственные (добродетели характера) – рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт и на основе этого формируются черты его характера.

Добродетель – представляет собой меру, золотую середину между двумя крайностями: избытком и недостатком.
Добродетель – она есть «способность поступать наилучшим образом во всём, что касается удовольствий и страданий, а порочность – это её противоположность».
Добродетель – это внутренний порядок или склад души; порядок обретается человеком в сознательном и целенаправленном усилии.

В разъяснении своего учения Аристотель дает небольшой очерк, представляющий «таблицу» добродетелей и пороков в их соотнесенности с различными видами деятельности:

мужество – это середина между безрассудной отвагой и трусостью (в отношении к опасности).
благоразумие – это середина между распущенностью и тем, что можно было бы назвать «бесчувственностью» (в отношении к удовольствиям, связаным с чувством осязания и вкуса).
щедрость – это середина между мотовством и скупостью (в отношении к материальным благам).
величавость – это середина между спесью и приниженностью (в отношении к чести и бесчестию).
ровность – середина между гневностью и «безгневливостью».
правдивость – середина между хвастовством и притворством.
остроумие – середина между шутовством и неотёсанностью.
дружелюбие – середина между вздорностью и угодничеством.
стыдливость – середина между бесстыдством и робостью.

Нравственный человек, по Аристотелю, тот, кто руководит разумом, сопряженным с добродетелью. Аристотель принимает платоновский идеал созерцания, но ведет к нему деятельность, поскольку человек рожден не только для умопостижения, но и для действия.

Звёзды, по Аристотелю, неподвижно укреплены на небе и обращаются вместе с ним, а «блуждающиеся светила» (планеты) движутся по семи концентрическим кругам. Причиной небесного движения является Бог.

Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи – муж и жена, родители и дети... Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Государство создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо.

Согласно Аристотелю государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизни между семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя.

Политика представляет собой искусство и умение государственного управления.

Государство – продукт естественного развития, но и одновременно высшая форма общения. Человек по природе своей есть существо политическое и в государстве (политическом общении) завершается процесс этой политической природы человека.

Joomla SEO powered by JoomSEF

    Рейтинг@Mail.ru        Анализ интернет сайта

 

rss
Карта