Оригинальный способ прекратить давний спор Греции и Великобритании о фризах Парфенона предложил директор Лондонской национальной галереи Николас Пенн. В интервью газете «Санди таймс» он высказал мнение, что их можно было бы разделить между Лондоном и Афинами при том условии, что Греции откажется от претензий на все артефакты, вывезенные из нее в ХIХ веке бывшим английским послом в Османской империи лордом Элгином. Но при этом директор музея уверен, что возвращение ценностей – это «сентиментальный миф, идея, будто можно повернуть часы вспять».
В начале 19 века лорд Элгин получил от султана разрешение сделать чертежи и создать копии древностей Афинского акрополя. Однако под этим предлогом он организовал вывоз в Англию уцелевших скульптур Парфенона. Некоторые из них были подобраны у подножия храма, другие – самым безжалостным способом выламывались из фасадов.
Еще в 80-годы греческое правительство начало активную кампанию за возврат древностей, которые в Британии получили название «мрамора Элгина». Речь идет о скульптурном фризе Парфенона, а также о множестве мраморных плит с рельефами и скульптур. В 1816 году все вывезенные ценности были выкуплены у Элгина Британским музеем, и теперь экспонируются в нем. Сегодня многие ставят под сомнение законность действий британского посла. К тому же оригинала султанского указа не сохранилось, есть только итальянский перевод, но и на нем нет ни подписи, ни печати султана, а текст не содержит обычной для таких документов ссылки на волю Всевышнего.
«История ценностей, вывезенных в начале позапрошлого века из Греции тогдашним послом Великобритании, не уникальна. Сегодня древности, обнаруженные археологами на территории стран Ближнего Востока и Северной Африки, часто можно увидеть не в национальных хранилищах, а в музеях Франции, Германии и других стран Европы. И это понятно, ведь современные государства на этих территориях образовались значительно позднее. А те, которые существовали, едва ли имели музеи, в которых можно было сохранить найденное для потомков. Да и очень многие древности были просто проданы иностранцам теми, кто их нашел. Например, Моавитский камень – базальтовая стела, на которой изложена история моавитского царя Меша. Она был разбита на части нашедшими его арабами и продана по кусочку. Сегодня Моавитский камень экспонируется в Лувре.
Поэтому тот факт, что сегодня некоторые из этих стран ставят вопрос об их репатриации, надо рассматривать как признак укрепления национального самосознания в них и проснувшегося интереса к национальной культуре.
Дело о фризах Парфенона стоит здесь особняком. Действия Элгина и в 19 веке вызывали критику. Поэтому он и постарался их побыстрее продать. Широкая и громкая кампания за возврат незаконно вывезенных ценностей, которую уже несколько десятилетий ведет правительство Греции, вызывает острую реакцию по другую сторону Ла-Манша.
В 2009 году Британский музей по случаю открытия Музея Акрополя в Афинах предлагал одолжить ему скульптуры, вывезенные Элгином, при условии, что греческое правительство признает право собственности Британского музея на них. Но правительство Греции отвергло это предложение, надеясь в конечном счете добиться возврата ценностей. Но и англичан знать надо: никогда они не отдадут то, что уже имеют.
Хотя тот факт, что директор Лондонской национальной галереи без особого повода заговорил о возврате фризов Парфенона, говорит о том, что у самих музейщиков вызывает сомнение законность их нахождения в Великобритании.
Передает - greece-portal.ru